Инновационные закупки по 223-ФЗ


15.07.2016

спикер: Пластинина Елена

скачать презентацию  

 


Понятие инновационной продукции

Базовое определение понятия инноваций содержится в Федеральном законе от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»:

Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

То есть, это нечто новое, что ранее не использовалось. Само определение подразумевает, что продукт, являющийся инновацией сегодня, завтра уже ею не будет.

По логике вещей, все крупные государственные и коммерческие компании, подпадающие под 223-ФЗ, и без принуждения со стороны государства должны быть заинтересованы в инновационной продукции, потому что их использование влечет за собой снижение затрат, сокращение сроков производственного цикла, повышение конкурентоспособности продукции.

Однако государство отредактировало законодательство о закупках в части внедрения в оборот инновационной продукции.

Критерии инновационной продукции

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона 223-ФЗ критерии инновационной продукции должны быть установлены федеральными органами исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию. Эти критерии принимаются уже не для понимания, что такое инновации в целом, а для того чтобы заказчики могли соблюдать свои обязанности по планированию, созданию перечней и закупкам такой продукции.

На сегодняшний день девять органов исполнительной власти приняли такие критерии.

Сфера деятельности Реквизиты НА Примеры, устанавливаемых критериев в целях отнесения к инноватике
1. Энергетика Приказ Минэнерго России от 25.12.2015 № 1026 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Научно-техническая новизна
  • Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг
  • Высокий технический уровень
  • Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
2. Транспорт Приказ Минтранса России от 25.08.2015 № 261 "Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации
  • Научно-техническая новизна.
  • Внедрение товара, работы, услуги
  • Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
3. Сельское хозяйство Приказ Минсельхоза России от 18.08.2014 № 323 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации
  • Научно-техническая новизна
  • Внедрение товара, работы, услуги
  • Экономический эффект от реализации товаров, работ, услуг
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
4. Миграция Приказ ФМС России от 15.04.2014 № 330 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий Российской Федерации и техники в Российской Федерации
  • Научно-техническая новизна
  • Внедрение товаров, работ, услуг
  • Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг.
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
  • Высокотехнологичность товаров, работ, услуг
5. Связь и массовые коммуникации Приказ Минкомсвязи России от 10.10.2013 № 286 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Научно-техническая новизна
  • Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг
  • Наличие защиты патентных прав (если применимо)
6. Здравоохранение Приказ Минздрава России от 31.07.2013 № 514н "Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Научно-техническая новизна.
  • Внедрение товаров, работ, услуг.
  • Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг.
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
7. Гражданская оборона и обеспечение пожарной безопасности Приказ МЧС России от 14.12.2012 № 768 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"
  • Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации
  • Научно-техническая новизна
  • Внедрение товаров, работ, услуг
  • Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
  • Высокотехнологичность товаров, работ, услуг
8. Промышленность, внешняя и внутренняя торговля Приказ Минпромторга России от 01.11.2012 № 1618 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации"
  • Новые потребительские свойства товара
  • Использование только нового или модернизированного технологическое оборудования
  • Работа и услуга являются новой, ранее не выполнявшейся и не оказывавшейся
  • При использовании в производстве товара, выполнении работы, оказании услуги новых научно-технических, конструктивных или (и) технологических решений
9. Образование Приказ Минобра от 01.11.2012 №881
  • Научная новизна
  • Высокая технологичность
  • Внедрение в образовательный процесс

Перечень инновационной продукции

Перечень должны принимать размещать в структурированном виде одновременно с планом закупки только заказчики, определенные распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 475-р «О Перечне конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства».

При этом планировать закупки инновационной продукции должны абсолютно все заказчики по 223-ФЗ.

Заказчики из Перечня, утвержденного РП РФ 475, обязаны кроме перечня инновационной продукции принять положения о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.

Следует отметить, что в отношении этого перечня обязанности у заказчиков, включенных в РП РФ 475, возникают с 01.01.2017 (на основании п. 3 ПП РФ 1442).

Перечень инновационной продукции размещается в соответствии с ПП РФ 908. Конкретные заказчики, определенные Правительством РФ, размещают в структурированном виде в ЕИС перечень товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, с учетом:

а) положения о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;

б) включения наименований товаров, работ, услуг и соответствующего кода (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ) на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2).

Форма перечня не утверждена.

Пример Перечня инновационной продукции

Пример Положения о порядке и правилах внедрения инновационных решений

План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств

Планы предусмотрены самим 223-ФЗ. Они должны утверждаться сроком на 5 – 7 лет и размещаться в ЕИС всеми без исключения заказчиками, даже если они такие закупки осуществлять не собираются.

Письмо Минэкономразвития от 22.05.2015 N ОГ-Д28-7458:

«Таким образом, указанные нормы Закона N 223-ФЗ являются императивными и обязывают заказчиков размещать на официальном сайте два плана: ежегодный план закупок, а также план закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств»

Порядок заполнения и размещения.

1. Информация о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции должна отражаться в двух планах:

а) в плане закупки товаров (работ, услуг) (в соответствии с ПП РФ 932);

б) в плане закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств.

2. Сроки размещения.

Срок стандартный для всех планов – в течение 10 календарных дней с даты утверждения либо с даты утверждения внесенных изменений. Общий предельный срок – не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Пример плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств

Отдельные заказчики, прежде чем разместить план в ЕИС, должны подвергнуть его оценке и мониторингу, предусмотренным частью 1 статьи 5.1 закона 223-ФЗ:

Оценке соответствия требованиям законодательства, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, в порядке, определяемом Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, с использованием ЕИС подлежат проект плана закупки товаров, работ, услуг, проект плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, в случае, если они предусматривают изменение раздела об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, до утверждения таких планов, изменений, вносимых в такие планы, конкретными заказчиками, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Перечни заказчиков, чьи проекты планов закупки и планы закупки инновационной продукции должны проходить оценку и мониторинг:

1. Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2015 N 2258-р. Это те заказчики, которые должны проходить оценку и мониторинг в Корпорации МСП. В данном перечне 35 крупнейших заказчиков.

2. Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 N 717-р, согласно которому оценка и мониторинг проводятся органами субъектов РФ. Данный перечень значительно шире.

Порядок проведения мониторинга соответствия установлен Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 №1169.

Годовой объем закупки инновационной продукции

Порядок определения годового объема закупок инновационной продукции определен

Постановление Правительства РФ от 25.12.2015 N 1442 «О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации».

Годовой объем закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, который заказчики обязаны осуществить, определяется как увеличенный на 10 процентов совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции за год, предшествующий отчетному, и составляет не более чем 10 процентов совокупного годового стоимостного объема всех договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг за отчетный календарный год. При этом заказчики вправе осуществлять закупки инновационной и высокотехнологичной продукции в объеме, превышающем годовой объем, рассчитанный в соответствии с настоящим пунктом.

Пример расчета годового объема закупок инновационной продукции

Годовой объем закупки инновационной продукции у СМП

Кроме того, заказчики, которые обязаны закупать инновационную продукцию, должны часть этой продукции закупать у СМП.

Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» п. 5(2).

Годовой объем закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства, рассчитываемый на основании заключенных в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства, определяется как увеличенный на 5 процентов совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства за год, предшествующий отчетному, но не более чем 5 процентов совокупного годового стоимостного объема всех договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок товаров, работ, услуг за отчетный год.

Пример расчета годового объема закупок инновационной продукции у СМП

Отчет о закупках инновационной продукции

Требование к содержанию и форма отчета содержится в ПП РФ 1442. Отчет ежегодный и должен содержать количество заключенных договоров по закупкам инновационной продукции, их доля в общем объеме договоров, стоимостное выражение закупки инновационной продукции, общий процент увеличения по сравнению с предыдущим годом, закупки у СМП и т.д.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 №475-р первый отчет должен быть размещен до 1 февраля 2017 года.

Специфика закупочных процедур

Учитывая тот факт, что в данном случае заказчики зачастую закупают нечто сложное, наукоемкое, целесообразно проводить многоэтапные процедуры, когда поданные на первом этапе предложения обсуждаются заказчиком с участниками, конкретизируются параметры закупаемой продукции, а также сроки. После этого участники подают второе, а иногда и третье предложение. Только тогда заказчик может сделать вывод о том, что предложенная продукция отвечает его потребностям.

Однако многоэтапные процедуры непопулярны в связи с тем, то сроки обычно не позволяют их проводить.

Второй инструмент, который стоит использовать в таких закупках, это предварительный квалификационный отбор.

Конкурсы с повышением компетенции заказчика. Как и двухэтапные конкурсы, позволяют заказчику составить окончательное представление о том, что может ему предложить рынок и конкретные участники для удовлетворения его производственных потребностей.

Зонтичные закупки. Предполагают по сути испытательный срок для подрядчика, который вышел на объект. Проблема: увеличение срока проведения работ.

Постквалификация. Предполагает оценку соответствия подрядчика требованиям заказчика уже после проведения закупки. Удобство процедуры состоит в том, что проверить нужно только участника, победившего в процедуре.

Особенности договоров на закупку инновационной продукции

Самая главная особенность состоит в том, что во многих таких договорах будут зашиты права на интеллектуальную собственность (ч. 4 ГК РФ). Необходимо обратить внимание на тех лиц, которые в договоре будут поименованы в качестве правообладателей, если предмет закупки является интеллектуальной собственностью. Патентообладателем может выступать и сам заказчик, если он финансирует эти работы и это предусмотрено договором.

Вторая категория – это объекты, охраняемые в силу факта создания. Это так называемые нетехнические изобретения (публикации, музыкальные произведения и т.д.). Заказчик в данном случае может приобрести только имущественные права.

Объекты, охраняемые в силу неизвестности третьим лицам и принятия специальных защитных мер по сохранению такой неизвестности (коммерческие тайны, ноу-хау и т.д.).

Ответственность

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 7.32.3. Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц .

Ч.5. Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Поиск тендеров:

Тендеры Москвы Тендеры Санкт-Петербурга