Проект государственного/муниципального контракта: как правильно прописать основные условия его исполнения


12.10.2016

спикер: Лещенко Наталья

скачать презентацию

 


  1. Типовые условия государственных и муниципальных контрактов
  2. Библиотека государственных и муниципальных контрактов
  3. Существенные условия контракта
  4. Практика обжалования проектов контрактов государственных и муниципальных заказчиков: на что следует обратить внимание
  5. Упрощенные формы контрактов
  6. Вопросы участников

Типовые условия государственных и муниципальных контрактов

Требование о типовых условиях контракта прописаны в статье 34 закона 44-ФЗ. Заказчики должны применять данную статью, чтобы корректно подготавливать проекты контрактов.

Типовые требования утверждены ПП РФ от 02.07.2014 №606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения» (далее – ПП РФ 606).

Основные положения:

  • Типовые условия контрактов для закупки ТРУ разрабатываются ФОИВ и ГК «Росатом», осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, и утверждаются НПА ответственных органов.
  • Типовые контракты, типовые условия контрактов не содержат сведений, составляющих государственную тайну.
  • Типовой контракт может содержать приложения, которые являются его неотъемлемой частью.
  • Типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению по истечении 30 календарных дней после дня размещения в ЕИС.
  • Типовые контракты применяются как к открытым, так и к закрытым процедурам закупки.

Условия применения типовых контрактов, типовых условий контрактов (п.16 Правил)

Для кого разрабатывались эти правила?

Типовые контракты используются в том случае при одновременном соответствии трем условиям:

  1. коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.11.2015 N 1250);
  2. размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом типовые контракты могут не применяться для закупок малого объема);
  3. иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).

Структура типового контракта

Все типовые контракты делятся на две части – постоянную и переменную.

Постоянная часть не подлежит изменению при в конкретной закупке.

Переменная часть обычно очень маленькая, предусматривает возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.

Типовые контракты не применяются при осуществлении:

  • закупок за наличный расчет, если иное не предусмотрено показателями для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанными в информационной карте;
  • закупок, предусмотренных статьями 75 и 76, пунктами 2, 3, 5 и 10 части 2 статьи 83, а также пунктами 2 (если в правовых актах Президента РФ или Правительства РФ указана возможность заключения контракта без использования типового контракта, типовых условий контракта), 4, 5, 9, 15, 17, 26, 28, 33 и 34 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если необходимость применения типового контракта, типовых условий контракта не предусмотрена в указанных случаях информационной картой.

Библиотека контрактов

В переходных условиях статьи 112 закона 44-ФЗ говорится о том, что до введения библиотеки контрактов заказчики могут использовать свои проекты контрактов, но как только типовые контракты вступают в силу, заказчики должны применять их в своей закупочной деятельности.

Два первых типовых контракта касались образования и медицинских изделий.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2015 г. N 797н «Об утверждении типового контракта на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих и информационной карты типового контракта на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих».

Муниципалы и субъекты могут не пользоваться этим типовым контрактом.

Контракт на обучение федеральных госслужащих не предусматривает возможность изменения контракта по соглашению сторон:

  • при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
  • изменение предусмотренного контрактом объема услуг по соглашению сторон не более чем на 10% возможно только в случае, если возможность указанного изменения предусмотрена конкурсной документацией и Контрактом, а в случае осуществления закупок у единственного поставщика – Контрактом. Т.е. возможность изменения объема при заключении контракта по результатам электронного аукциона, запроса предложений невозможна.

Также нет требований по банковской гарантии и сроку её действия. Не установлены условия одностороннего отказа от исполнения контракта.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.10.2015 № 724н «Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий».

Распространяется на всех подведомственных заказчиков.

Особенности типового контракта на медицинские изделия:

  • Неоднозначная формулировка возможности изменения контракта по соглашению сторон, которая нарушает ст.95 44-ФЗ, так как 1. не предполагает изменений условий контракта с единственным поставщиком; 2. предполагает изменений условий при заключении контракта по результатам запроса котировок, что является нарушением 44-ФЗ.
  • Нет требований по Банковской гарантии – как способе обеспечения исполнения контракта, в том числе по сроку действия БГ.
  • Не учтена возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Какие еще типовые контракты опубликованы на данный момент:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2015 г. N1180 «Об утверждении типового контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, типовых условий контракта при использовании результатов интеллектуальной деятельности, включаемых в контракты на выполнение работ, оказание услуг и информационной карты типового контракта, типовых условий контракта» (размещен 14.06.2016).

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 20 февраля 2016 г. N 467 «Об утверждении:

  1. типового контракта и информационной карты на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд (размещен 16.06.2016);
  2. типового контракта и информационной карты на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд (размещен 16.06.2016);
  3. типового контракта и информационной карты на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд (размещен 16.06.2016)».

Последний размещенный контракт – ГК Росатом (размещено 26.08.2016).

Касается выполнения работ по обращению с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате утилизации атомных подводных лодок (надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов атомного технологического обслуживания) и от реабилитации береговых технических баз Военно-Морского Флота № 1/27-НПА от 28.12.2015.

Существенные условия контракта

Все существенные условия, прописанные в проекте контракта, за исключением НМЦ, устанавливает заказчик. Таким образом, проект контракта формируется заказчиком, а поставщику передается оферта, которую поставщик акцептует.

  1. Цена контракта
  2. Порядок и сроки оплаты ТРУ
  • Порядок и сроки приемки ТРУ
  • В проекте контракт должны быть четко прописаны порядок и сроки приемки товаров, работ, услуг, особенно если это касается какого-то длительного процесса, например, строительства, капитального ремонта. Здесь должно быть указано, какие документы будут являться документами о приемке .

  • Ответственность заказчика и поставщика
  • Пеня

    В соответствии с ПП РФ от 25.11.2013 № 1063, пени могут насчитываться как для поставщика, так и для заказчика. Устанавливается в контракте и начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства (срок по ст.191 ГК РФ).

    Для заказчика – не менее чем 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (действующей на дату уплаты пеней) от неуплаченной в срок суммы.

    Для поставщика – не менее чем 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (действующей на дату уплаты пеней) от Цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.

    Письмо ФАС России от 21.10.2014 № АЦ/42516/14 (типовая формулировка в отношении заказчика):

    «Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы».

    Ставка рефинансирования ЦБ РФ приравнена ключевой ставке ЦБ РФ: с 01.01.2016 по 18.09.2016 – 10,5%; с 19.09.2016 -10,0%.

    Не следует прописывать размер ставка в проекте контракта, поскольку ставка постоянно меняется.

    Штрафы

    Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ (ПП РФ от 25.11.2013 №1063).

    На заказчика – за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения таких обязательств.

    На поставщика – за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения таких обязательств (в том числе гарантийных).

    Письмо Казначейства России от 19.05.2015 N 07-0405/09-319: Установление размера штрафа в проекте контракта

    "Штраф за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет ________ рублей ___ копеек (указывается размер штрафа в зависимости от Цены Контракта:

    • 2,5 процента от Цены Контракта в случае, если Цена Контракта не превышает 3 млн. руб.;
    • 2 процента от Цены Контракта в случае, если Цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. руб.;
    • 1,5 процента от Цены Контракта в случае, если Цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. руб.;
    • 0,5 процента от Цены Контракта в случае, если Цена Контракта превышает 100 млн. руб.)".

    Типовые формулировки, включаемые в проект контракта в отношении неустоек.

    Письмо ФАС России от 21.10.2014 № АЦ/42516/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей".

    Важно!

    Включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.

    Типовая формулировка:

    Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

  • Обязанность контрагента предоставить:
    1. информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с контрагентом, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% ЦК, (если НМЦК превышает размер, установленный Правительством РФ: 1 млрд руб. – для федеральных нужд; 100 млн руб. – для региональных и муниципальных нужд (ПП РФ от 04.09.2013 № 775));
    2. достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
    3. результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом;
    4. условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в случае, предусмотренном ч.5 ст.30 (+ гражданско-правовая ответственность за неисполнение).
  • Банковское сопровождение.
  • В соответствии с ПП РФ от 20.09.2014 №963, под банковское сопровождение попадают сверхкрупные контракты не менее 1 млрд рублей (для субъекта РФ), не менее 200 млн рублей (для муниципального образования). В таких случаях в проект контракта рекомендуется включать условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта.

    Нормативные акты по банковскому сопровождению контрактов:

    • Ст.35 «Банковское сопровождение контрактов» 44-ФЗ
    • ПП РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" (вместе с "Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов")
    • Об открытии поставщику (исполнителю, подрядчику) и его контрагентам отдельных счетов для отражения операций по контракту, а также о контроле указанных операций банком, осуществляющим банковское сопровождение. (Письмо Минфина России от 05.05.2015 N 02-02-04/25683)
    • ПП РФ от 22.06.2015 N 612 «О внесении изменения в пункт 10 Правил осуществления банковского сопровождения...»

    Основные понятия:

    Банковское сопровождение контракта - обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных Правилами ПП РФ от 20.09.2014 №963 (далее - договор о банковском сопровождении).

    Сопровождаемый контракт - контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенный между заказчиком и поставщиком в порядке, установленном 44-ФЗ и содержащий условия о банковском сопровождении контракта.

    Отдельный счет - счет, открытый в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, поставщику, соисполнителю, для проведения операций, включая операции в рамках исполнения сопровождаемого контракта.

    Банковское сопровождение не применяется:

    • для государственных контрактов, заключаемых в рамках государственного оборонного заказа;
    • для государственных контрактов, заключаемых вне рамок государственного оборонного заказа, сведения о которых составляют государственную тайну.
    • Казначейское сопровождение.
    • Перемена заказчика, поставщика.
    • Обеспечение исполнения контракта (за исключением случаев, когда это не обязанность, а право заказчика).
    • Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком).

    При казначейском сопровождении в государственные контракты (контракты, договоры, соглашения) включаются следующие условия:

    а) о запрете перечисления средств (в УК организаций, депозиты, авансы субподрядчикам, иным кредит организациям с искл.);

    б) об осуществлении операций, связанных с исполнением обязательств по государственным контрактам, на лицевых счетах для учета операций не-участника бюджетного процесса;

    в) о представлении в территориальные органы Федерального казначейства документов, предусмотренных порядком санкционирования операций;

    г) об указании в контрактах, договорах, соглашениях, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений), платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, идентификатора государственного контракта.

  • Перемена заказчика, поставщика.
  • Условие: Не допускается перемена поставщика, за исключением случая, если новый поставщик является правопреемником поставщика по такому контракту вследствие реорганизации юр. лица в форме преобразования, слияния или присоединения. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

  • Обеспечение исполнения контракта (за исключением случаев, когда это не обязанность, а право заказчика).
  • Необходимо указывать размер и сроки обеспечения.

  • Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком).
  • Обеспечение исполнения контракта не применяется в случаях (ч.8 ст.96):

    1. заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
    2. осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
    3. заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии (в ред. от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
    4. ПП РФ от 11.03.2016 №182 «О случаях и условиях, при которых в 2016 году заказчик в праве не устанавливать обеспечение исполнения контракта…» (действует до 01.01.2017).

    Заказчик вправе в 2016 году не устанавливать ОИК в случаях:

    • Проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложения исключительно для СМП и СОНО;
    • Проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
    • Проект контракта содержит требование о перечислении авансовых платежей на счет открытый в ЦБ РФ;
    • Проект контракта предусматривает выплату аванса в размере не более 15% для фед. нужд, или в ином размере для субъектов РФ…
    • Участником закупки является БУ или автономное учреждение, и им снижена цена не более чем на 25%.

    Уменьшение размера обеспечения на этапе исполнения контракта (ч.7 ст.96).

    В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

    Письмо Казначейства России от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319

    Требование об обязательном соответствии представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии, установленной в документации о закупке форме (образцу) является неправомерным.

    Ч.6 ст.45 44-ФЗ:

    1. отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных указанной статьей реестрах банковских гарантий;
    2. несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 данной статьи;
    3. несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    Условия, включаемые в контракт по решению заказчика

    1. Возможность изменения условий контракта по соглашению сторон.

    2. Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта (ч.8-26 ст.95).

    2.1. ВПРАВЕ по основаниям, установленным ГК для одностороннего расторжения контракта.

    2.2. ОБЯЗАН. Если выявлено, что поставщик не соответствует требованиям ДЗ или предоставил недостоверную информацию.

    Специальные условия, включаемые в контракт

    Статья 110.1. Особенности заключения контракта, предметом которого являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства (введена 03.07.2016):

    1) РФ, субъекту РФ, МО, от имени которых заключен контракт, принадлежит исключительное право использовать произведение архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, созданное в ходе выполнения такого контракта, путем разработки проектной документации ОКС на основе указанного произведения, а также путем реализации произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства;

    2) заказчик имеет право на многократное использование проектной документации объекта капитального строительства, разработанной на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства.

    Ст.110.2 Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (введена 03.07.2016):

    должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения проектных и (или) изыскательских работ исключительные права на результаты выполненных проектных и (или) изыскательских работ принадлежат РФ, субъекту РФ, МО.

    Результатом выполненной работы по контракту, предметом которого, в соответствии с ГК РФ, является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий.

    ч.5 Контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

    Ч. 6. Объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 ГК РФ. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

    Упрощенные формы контрактов

    Это те контракты, которые заключаются по ч. 1 статьи 93 закона 44-ФЗ.

    Упрощенные требования к контракту, по ч.15 ст.34, заключаются в том, что заказчики могут использовать проекты договоров поставщиков в тех случаях, если закупки осуществляются по пунктам 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44 и 45 части 1 статьи 93 (в редакции 140-ФЗ от 04.06.2014, 416-ФЗ от 01.12.2014, 498-ФЗ от 31.12.2014, 227-ФЗ от 13.07.2015)

    При этом могут не применяться условия:

    • об ответственности заказчика и поставщика;
    • об использовании типовых контрактов;
    • о наличии графика исполнения контракта;
    • о порядке и сроках оплаты ТРУ;
    • о порядке и сроках осуществления приемки ТРУ (о порядке и сроках оформления результатов приемки).

    Практика обжалования проектов контрактов

    Чаще всего оказываются обоснованными следующие условия:

    Привлечение субподрядчиков из числа СМП и СОНО. Важно понимать условие, что при этом сам подрядчик может быть СМП или СОНО.

    Ч.5 ст.30 44-ФЗ Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

    Неуказание точной суммы (%) для привлечения СМП:

    Корректная формулировка: «Привлечь к исполнению настоящего контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме ___% от цены настоящего контракта и предоставить Государственному заказчику в течение 10 (десяти) дней с даты заключения с субподрядчиком договора копию такого договора. За несоблюдение данного условия Подрядчик несет ответственность, в соответствии с пунктом ___ настоящего контракта».

    Письмо Казначейства России от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319

    При установлении требований о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО, такие требования должны быть единообразно прописаны в извещении, документации о закупке и контракте, прилагаемом к извещению (документации) о закупке.

    Установленное заказчиком в проекте контракта требование об обязательном привлечении СМП, СОНО должно в обязательном порядке устанавливаться также в извещении об осуществлении закупки.

    Чаще всего необоснованно обжалуется невключение в проект контракта:

    1. ПП РФ от 14.03.2016 №191 Правила изменения по соглашению сторон срока, цены контракта или цены единицы ТРУ.
    2. Часть 6.1. ст.35 44-ФЗ В 2015-2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

    Ответы на вопросы

    Поставщики требует предоплату 100%. По 223-ФЗ мы так работаем, а как быть по 44-ФЗ?

    В 44-ФЗ предоплата 100% возможно только для произведений литературы и искусства, постановок и музыкальных произведений. По товарам, если заказчик не попадает в перечни, максимальный размер аванса – 30%.

    Является ли указание на аванс существенным условием контракта?

    Да, аванс является существенным условием, поэтому и важно прописывать его максимально детально. При этом если контракт заключается на длительный срок, с переходящей суммой на следующий год, на который бюджета еще нет, то в проект контракта следует включать отлагательное условие.

    Можно ли включать в контракт оплату за вычетом неустойки?

    Можно вычесть неустойки из денежных средств, которые переданы на обеспечение исполнения контракта, а насчет неустойки следует уточнять у местного казначейства – как оно работает.