Группа электронных площадок
  • Академия
  • Академия закупок OTC
  • Статьи
  • НМЦК практика применения основных методов
  • НМЦК практика применения основных методов


    05.07.2016

    спикер: Наталья Лещенко

    скачать презентацию  

     


    Оглавление

    1. Нормативная база для определения НМЦК
    2. Алгоритм обоснования НМЦК
    3. Методы расчета НМЦК
    4. Вопросы участников

    Нормативная база для определения НМЦК

    В рамках 44-ФЗ существуют нормативные документы, которые помогут в работе специалистам по закупкам:

    1. Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) 44-ФЗ от 05.04.2013 г. Она прописывает положения, которые помогают заказчику с определением начальной (максимальной) цены контракта.
    2. Приказ МЭР России от 02.10.2013 N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». Этот приказ носит исключительно рекомендательный характер, многие моменты стоит уточнять для применения в закупочной деятельности.

    Определения и обоснования НМЦК в контрактной системе

    Начиная с 2016 года, перед заказчиками стоит такая задача: при формировании плана-графика на следующий год подготовить обоснование цены контракта в рамках ПП РФ от 05.06.2015 №555, ст.19 44-ФЗ. Как только заказчик уточнит свои бюджетные лимиты, начнется формирование плана-графика. Это нужно сделать до подготовки документации о закупке. При необходимости вносится изменение в план-график. На момент публикации закупки начальная (максимальная) цена контракта уточняется.

    Есть ситуация повторного конкурса по итогам несостоявшейся процедуры. Вносятся изменения в план-график, цена контракта также уточняется. Что будет сопровождать сферу госзакупок? Это в том числе возможность изменения НМЦК не более чем на 10% (ч.3 ст.55 44-ФЗ), обязательное внесение изменений в план-график.

    Почему надо разделять план-график и план закупок? План закупок указывает на финансовое обеспечение закупок заказчика, а план-график обосновывает начальную (максимальную) цену контракта, которая должна соответствовать плану закупок и бюджетным лимитам, которые были выделены.

    Обоснование закупки – это отдельный документ, являющийся приложением к плану закупок, плану-графику закупок. Форма обоснования утверждена ПП РФ от 05.06.2015 г. № 555.

    При формировании плана закупок обоснованию подлежит:

    1. объект и (или) объекты закупки, исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки и принятых правил нормирования (с 01.01.2016 г). При формировании плана-графика закупок обоснованию подлежит:
    2. начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта
    3. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
    4. дополнительные требования к участникам закупки (при наличии)

    Алгоритм обоснования НМЦК

    Этот алгоритм прописан в рамках методических рекомендаций, при этом указывается четкая очередность. Но эти рекомендации не являются догмой:

    • определить потребность в конкретном ТРУ, обусловленную целями осуществления закупок (ст.13 44-ФЗ), при этом любая потребность сопоставляется с целями закупок (реализация программных мероприятий, реализация международных соглашений, обеспечение деятельности организации);
    • проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг НПА;
    • установить перечень требований к ТРУ, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг: так, все нормативно-правовые акты должны были быть приняты в 2016 году, заказчики должны понимать, попадает ли товар/работа/услуга под нормирование;
    • провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации в целях выявления имеющихся на рынке ТРУ, отвечающих требованиям, определенным в соответствии с п.;
    • сформировать описание объекта закупки (ст.33 44-ФЗ), а также основные условия проекта контракта;
    • выбрать метод определения НМЦК или несколько таких методов;
    • определить НМЦК и сформировать обоснование НМЦК. По закупкам в 2016 году цена формируется привычным образом, а с 2017 года должно быть сформировано обоснование.

    Каким образом сформировать обоснование НМЦК? В Постановлении Правительства РФ №555 есть приложение в виде плана-графика, где в табличной форме показано, как именно необходимо заполнять это обоснование.

    Методы расчета НМЦК

    Начальная (максимальная) цена контракта (Ст. 22) вносится в планы-графики (п.2 ч.3 ст. 21). НМЦК и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

    1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) (ч.2-6 ст.22)
    2. нормативный метод (ч.7 ст.22)
    3. тарифный метод (ч.8 ст.22)
    4. проектно-сметный метод (ч.9 ч.22)
    5. затратный метод (ч.10 ст.22)

    Высшие органы исполнительной власти субъекта РФ могут устанавливать методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для обеспечения нужд субъектов РФ, в том числе предусматривающие рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (введена ФЗ от 28.12.2013 N 396-ФЗ). Некоторые регионы сделали это и ввели новые методы:

    • Метод аналогов
    • Метод удельных показателей
    • Параметрический метод

    Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) (ч.2-6 ст.22). Этот метод связан с такими понятиями, как идентичность, однородность и сопоставимость

    Идентичные товары, работы, услуги – это:

    • товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров могут учитываться, в частности, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться;
    • работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

    Однородные товары, работы, услуги – это:

  • товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения;
  • работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
  • Такие товары можно сопоставлять и указывать на варианты объекта закупки. Это полезно применять при указании товарного знака, эквивалента и технических характеристик товаров.

    Зачем нужна идентичность товаров/работ/услуг? Для расчета НМЦК, ведь можно использовать или отклонять ценовые предложения и информацию о тех товарах/работах/услугах, которые не являются идентичными.

    Сопоставимость условий. Нужно искать информацию о рыночных ценах и помнить о том, что они должны соответствовать условиям, которые выставляет заказчик. К примеру, важно брать на заметку оптовую цену на товары. Транспортировка и хранение также должны учитываться.

    • Информация о ценах ТРУ должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий.
    • Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или такие различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок к таким условиям.

    При применении метода анализа рынка заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

    Источники получения информации для метода сопоставимых рыночных цен. Это довольно большой объем информации, который находится в общем доступе:

    • Контракты, исполненные в реестре контрактов ЕИС на сайте gov.ru. Это перспективный метод, но не всегда удобный, так как по объекту закупки поиск не работает. Даже если можно найти объекты, то не всегда заказчики называют эти объекты одними и теми же словами. По результатам поиска не все заказчики корректно формируют карточку контракта. Это является проблемой. По результатам поиска нельзя установить среднюю НМЦ необходимых товаров, работ, услуг, так как результат поиска содержит неоднородные ТРУ с сильно отличающимися характеристиками. Также часто отличаются существенные условия контрактов. Результаты поиска часто не позволяют идентифицировать ТРУ. Для идентификации приходится тщательно изучать документацию каждой закупки. Контракты должны быть исполнены без взыскания неустоек (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет.
    • Информация о ценах ТРУ, полученная по запросу у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных или однородных ТРУ. Поставщики могут ответить коммерческим предложением на запрос.
    • Информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в ЕИС. Этот метод можно применять уже больше года.
    • Общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ (ч.18 ст.22).
    •  

      Самые важные принципы при использовании Реестра контрактов при применении метода анализа рынка:

      • Прописывать реестровый номер контракта для себя и для отчетности.
      • Учитывать срок исполнения контракта и индексы прошедшего периода.

       

      Нежелательно использовать контракты:

      • Со снижением более 25% НМЦК (наличие явного демпинга);
      • С различными условиями определения поставщиков:
        • ограничение для СМП,
        • контракты с учреждениями УИС и организациями инвалидов.
      • Контракты, заключенные в соответствии с Приказом МЭР от 23.03.2014 №155 с 15% снижением для Поставщика, предложившего товары не из Евразийского союза.
      • Контракты одного и того же поставщика разных заказчиков.

       

      Важные принципы, которые нужно применять в работе:

      • аналогичность предмета и объекта закупки,
      • аналогичность условий договора на закупку,
      • аналогичность требований к исполнителю,
      • внешние факторы, влияющие на стоимость закупаемых ТРУ.

      Содержание запроса цен

      • Описание предмета закупки
      • Перечень сведений для определения идентичности или однородности
      • Основные условия исполнения контракта
      • Срок предоставления ценовой информации
      • Информация о том, что процедура сбора не влечет возникновения обязательств заказчика
      • Указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы ТРУ и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен ТРУ.

      Запрос цен у поставщиков. Кому направлять запросы, чтобы избежать неточностей при формировании НМЦК?

      1. Не менее чем пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок, соответствующих ТРУ, информация о которых имеется в свободном доступе.
      2. Поставщикам (подрядчикам, исполнителям), имевшим в течение последних трех лет опыт выполнения аналогичных контрактов, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней).

      Трудности в получении коммерческих предложений:

    • Непредоставление или несвоевременное предоставление коммерческих предложений Поставщиками.
    • Несопоставимые цены и условия поставок.
    • Отсутствует расчет цены коммерческого предложения или предполагаемого объема поставляемых товаров, оказываемых услуг.
    • Запрос цен на товары/работы/услуги в ЕИС интересен тем, что фактически формируется извещение о закупке. Это удобно, так как указывается объект закупки, ОКВЭД, а также сроки размещения информации. То есть становится понятно, когда будет размещена закупка. Заказчикам это интересно, так как они могут отслеживать появление новых закупок.

      Основная проблема заключается в том, что поставщики не могут направить коммерческие предложения напрямую, а только на электронную почту, указанную в запросе цен.

      Если смотреть в ЕИС, то нет ограничения по пяти поставщикам. Любой поставщик из любого региона может отреагировать на запрос.

      Общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ содержится:

      • в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц;
      • в котировках на электронных площадках;
      • в государственной статистической отчетности;
      • в официальных источниках или иных общедоступных изданиях;
      • в рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ;
      • в котировках на российских и иностранных биржах.

      Формула расчета НМЦК

      НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется по формуле:

      НМЦКрын = 𝑣𝑣 𝑛𝑛 × ∑𝑖𝑖−1 𝑛𝑛 ц𝑖𝑖

      НМЦК рын. — НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

      v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);

      n — количество значений, используемых в расчете;

      i — номер источника ценовой информации;

      Ц i — цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов), применяемых для пересчета цен.

      Таким образом, заказчик ищет среднее значение из всех коммерческих предложений потенциальных поставщиков и вообще из всех данных и источников, которые изучил заказчик. Есть много удобных программ расчета НМЦК, в частности сайт naiz.org. На этом ресурсе можно считать цену методом сопоставимых рыночных цен. Но нужно брать цены не менее трех разных поставщиков! Цены могут быть скорректированы с учетом прошлых периодов, либо с учетом индекса инфляции. Также цены должны быть однородными. Не должно быть большого разброса между минимальной и максимальной ценой. Проблема возникает только тогда, когда нет трех коммерческих предложений. Тогда нужно использовать другие методы для нахождения НМЦК или искать иные источники цен. Почему нужно направлять запросы именно пяти поставщикам? При проверке важно предоставить информацию о тех поставщиках, которым были направлены запросы. И от них должно быть получено не менее трех коммерческих предложений.

      Нормативный метод расчета НМЦК. Он заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ и услуг. Он только вступает в свое действие. Принимаются нормативные акты о требованиях к товарам/работам/услугам и ценах на товары/работы/услуги.

      Предельные цены на ЖНВЛП можно найти в Государственном реестре цен на ЖНВЛП (ЖНВЛС) по состоянию на 27 июня 2016 года: http://farmcom.info/site/reestr

      Формула расчета НМЦК нормативным методом

      НМЦКнорм = 𝒗𝒗 × цпред

      НМЦК норм — НМЦК, определяемая нормативным методом;

      v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);

      Ц пред — предельная цена единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках нормирования в сфере закупок.

      ВАЖНО: если заказчик делает запрос цен у поставщиков, то полезно будет также учесть цены из Единой информационной системы, так как это указывает на факт того, что заказчик сделал официальный запрос в ЕИС.

      Требования о нормировании устанавливают лимиты на затраты, которые нельзя превышать. Товары/работы/услуги, которые попадают под нормирование, рассчитываются НОРМАТИВНЫМ МЕТОДОМ. Также можно использовать метод анализа рынка, но при этом предел цены не должен превышаться.

      Требования к отдельным видам товаров, работ, услуг:

      • ПП РФ от 20.10.2014 N 1084 (федеральные нужды) «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений (вместе с «Требованиями к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных казенных учреждений»
      • ПП РФ от 02.09.2015 г. N 927 (федеральные нужды) «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам ТРУ (в том числе предельных цен ТРУ)»
      • На 05.07.2016 г. разработано более 6,3 тыс. НПА в отношении требований к ТРУ субъектов РФ и муниципальных органов власти.

      ПП РФ от 13.10.2014 N 1047 Общий объем затрат, связанных с закупкой товаров, работ и услуг, рассчитанный на основе нормативных затрат, не может превышать объема лимитов бюджетных обязательств, доведенных до:

      • федеральных государственных органов,
      • органов управления государственными ВнБФ РФ,
      • государственных органов субъектов РФ,
      • органов управления территориальными государственными ВнБФ,
      • муниципальных органов

      как получателей средств соответствующего бюджета на закупку товаров, работ и услуг в рамках исполнения соответственно федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов.

      ПП РФ от 13.10.2014 N 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов». Цена единицы планируемых к приобретению товаров, работ и услуг в формулах расчета определяется с учетом положений статьи 22 44-ФЗ.

      Тарифный метод (ч.8 ст.22) применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

      НМЦКтариф = 𝒗𝒗 × цтариф

      • НМЦКтариф — НМЦК, определяемая тарифным методом;
      • v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
      • Цтариф — цена (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом.

      Список органов, устанавливающих тарифы:

      1. ФАС (с 21.07.2015 г.) www.fas.gov.ru
      2. Почта России http://www.russianpost.ru
      3. Минтранс России www.mintrans.ru
      4. ОАО «Российские железные дороги» по адресу: www.rzd.ru
      5. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития www.roszdravnadzor.ru

      Если заказчик видит, что цена попадает под тариф, то он может пользоваться этим списком.

      Проектно-сметный метод (ч.9 ст.22)

      затрагивает строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (единичными расценками, элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденных ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства; 2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании, согласованном в порядке, установленном законодательством РФ, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными ФОИВ, уполномоченным Правительством РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия.

      Проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений (изменения от 04.06.2014 140-ФЗ).

      Письмо Федеральной налоговой службы №АС- 20-3/970 от 07.09.2012

      Виды и объемы работ (услуг), количество и ассортимент товаров в документации о торгах, проектно-сметной документации, расчете НМЦК должны совпадать. Установление завышенной НМЦК за счет завышения объемов и стоимости работ и материалов не является достоверным (надлежащим) обоснованием НМЦК. При этом стоимость материалов, используемых при ремонте и/или строительстве, необходимо рассчитывать с использованием метода анализа рынка. В случае значительного временного интервала между разработкой проектной документации и проведением торгов, может ставиться вопрос об актуальности цен товаров (оборудования) на момент проведения торгов.

      Затратный метод (ч.10 ст.22) заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

      При применении затратного метода в обосновании НМЦК необходимо включить обоснование невозможности использования методов, перечисленных в ч.1 ст.22 44-ФЗ. Важно обосновать, почему заказчик начал использовать именно этот метод, так как при расчете заказчик использует цены из среднестатистических показателей, но в других случаях рынок может показать иные цены.

      Если НМЦК, рассчитанная с использованием установленных методов, превысила лимиты бюджетных обязательств, она должна быть снижена до размера лимитов. Применение при обосновании НМЦК метода, не соответствующего требованиям ст. 22 44-ФЗ, является недостоверным обоснованием.

      Вопросы участников

      Распространяется ли Письмо Минфина о планировании через электронный бюджет на федеральные государственные бюджетные учреждения?

      Да, так как они подведомственны федеральным органам исполнительной власти.

      ГУП, учредитель – Минобразования, по уставу является коммерческой организацией, по закону должны закупать сырье для коммерческой деятельности.

      На сегодняшний день унитарные предприятия закупаются по 223-ФЗ. С 1 января 2017 года они будут переведены на 44-ФЗ, и данные этого вебинара станут актуальны.

      Обоснование НМЦК прикладывается к плану закупок или к плану-графику?

      ПП №555. К плану-графику.

      Можно ли при текущем ремонте использовать проектно-сметный метод определения НМЦК?

      Да, можно. Ч 9.1 ст. 22 44-ФЗ.

      Зачем обосновывать цену при использовании проектно-сметного способа, ведь цена уже заложена в смете?

      Цена товара при капитальном ремонте идет из Госстата, а цену контракта на текущий ремонт необходимо обосновывать на основе метода сопоставления рыночных цен.

      При проведении капремонта может ли заказчик запрашивать первичные документы на материалы у подрядчика? Как можно использовать цены на эти материалы для снижения цены договора?

      Цены можно запрашивать, но снижать цену договора можно только по обоюдному согласию. Можно использовать цены на материалы для обоснования НМЦК других объектов в будущем.

      Когда ГУП должен сформировать план закупок?

      К 1 июля.

      Откуда берется информация о предельной цене товаров для применения нормативного метода?

      Из нормативно-правовых актов, которые приняты муниципальными органами исполнительной власти, органами субъектов Российской Федерации либо федеральными. Это нормативные акты о нормировании.

    Белые гарантии
    за 1 час

    Быстро. Выгодно.
    Без посредников

    Белые гарантии за 1 час

    Получить