Профстандарты в закупках


05.05.2016

спикер: Сухадольский Георгий

скачать презентацию  

 


 

Сегодня будет обсуждаться все, что касается ближайших изменений трудовых отношений между работодателем работником. Сами тематики профессиональных коммуникаций возникли довольно давно. Еще с прошлого столетия начали обращать внимание на то, что сотрудник не только должен работать, но еще и разбираться в своей работе и выполнять свои прямые технические функции.

История

  • Конец 1990-х. Проект Мирового Банка. В Минтруде создается отдел, занимающийся профессиональными стандартами (Н.Д. Машукова)
  • 2005 – 2006г. Инициатива РСПП ▫ Создаётся Национальное агентство развития квалификаций, Комиссия по профессиональным стандартам ▫ Подготовлен макет, методические рекомендации и т.д. ▫ Начало разработки профессиональных стандартов ▫ Попытки сформировать законодательную базу
  • 2007 – … ▫ РСПП и Минобразования создают Общественно-государственный совет по независимой оценке качества образования ▫ Разработано и утверждено около 80 «пакетов» профессиональных стандартов ▫ Готовятся поправки в Закон об образовании, проект Закона «О профессиях и профессиональных квалификациях» ▫ Создается Агентство стратегических инициатив

Первым посылом были Указы Президента от 2012 года, в которых были поручения разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. Это явилось отправной точной для событий, связанных с профессиональными стандартами. Далее по Указу Президента от 16.04.2014 № 249 создается Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Этим же указом было утверждено его Положение и состав.

В рамки полномочий этого Совета входит все, что связано с квалификациями и профстандартами:

  • разработка предложений Президенту РФ по определению приоритетных направлений государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров;
  • координация деятельности органов государственной власти РФ, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в РФ;
  • проведение экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, в том числе по указанию Президента РФ, включая экспертизу проектов поручений Президента РФ, по вопросам развития системы профессиональных квалификаций в РФ;
  • проведение экспертизы проектов профессиональных стандартов, подготовка экспертных заключений по ним и выработка предложений по совершенствованию профессиональных стандартов;
  • рассмотрение проектов федеральных государственных стандартов профессионального образования, оценка их соответствия профессиональным стандартам, подготовка предложений по их совершенствованию;
  • подготовка предложений по разработке классификатора (перечня) видов профессиональной деятельности и его последующей актуализации;
  • содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций.

Это совещательный орган, но в какой-то степени он обладает полномочиями государственного органа. Идеология профессиональных стандартов: в коммерческих компаниях было реализовано это раньше, чем в государственных.

На сегодняшний день существуют 4 основных задачи:

  • Описать профессию, квалификацию (профессиональные стандарты: национальные, отраслевые, корпоративные). Кто именно должен достигать целей, поставленных работодателем?
  • Предоставить соответствующее обучение (программы обучения, основанные на профстандартах). Нужно, чтобы сотрудник имел необходимые профессиональные знания.
  • Оценить работника и присвоить квалификацию (отраслевые системы оценки и присвоения квалификации)
  • Создать качественную и доступную информацию о профессиях и квалификациях и сделать ее доступной (интернет-ресурсы)

Эти элементы не настолько хорошо работают для отдельного работника, но в масштабах публичной системы есть результат. Должностная инструкция перетекла в функциональный анализ. Чтобы описать большое понятие, необходимо разделить его на части: вид трудовой деятельности, трудовая функция (единица профессионального стандарта), трудовые действия.

Это близко к делению на должностные инструкции, но здесь описываются не только действия, а еще и все знания, опыт работы, навыки и умения сотрудника.

Параллельно с Указом выходит Трудовой кодекс, в котором основным критерием оценки квалификации был диплом об образовании или опыт работы. Но это лишь формальные требования. Далее появляются изменения, где подробнее описывается понятие квалификации.

В соответствии со статьей 195.1 Трудового Кодекса РФ: Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника [«…, в том числе выполнения определенной трудовой функции» – будет дополнено с 01.07.2016, согласно закону от 02.05.2015 №122-ФЗ]

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Это был первый шаг к изменению подхода к оценке квалификации. Второй шаг — это изменения в Трудовой кодекс, которые вступают в силу 1 июля 2016 года (122-ФЗ):

  • Если какими-либо федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, то профессиональные стандарты в части указанных требований для применения обязательны.
  • Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена нормативными правовыми актами – должны применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ст.195.3 ТК РФ)
  • Норма вступает в силу с 1 июля 2016 года (ст.5 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ).
  • За неисполнение требований — санкции в ст.5.27 КОАП (до дисквалификации). Практика закона поменялась, теперь за каждое нарушение накладывается свой штраф. Штрафы суммируются.

Работодатели всегда должны применять профессиональные стандарты к своей деятельности. 122-ФЗ применяется госкомпаниями, а также коммерческими компаниями.

Организационное решение

Для того, чтобы правильно применять профессиональные стандарты, необходима соответствующая организационная структура. Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям отвечает за все профессиональные стандарты в России. Одному ему справиться тяжело, поэтому были созданы отраслевые советы по квалификациям: они работают по конкретным направлениям.

Специалист направляется в определенный аккредитованный обучающий центр, а затем в независимый центр оценки квалификации, который никак не связан с обучающим центром. Отраслевой совет определяет, какие профессии есть на рынке, пишет квалификационные требования, проверяет их на соответствие. Он также выставляет требования по оценке квалификации по разным категориям сотрудников. Разногласия рассматриваются также в отраслевом совете.

На данный момент создано 22 отраслевых совета по профессиональным квалификациям. В области закупок такого совета пока нет. Но работа идет в рамках инициативной группы.

Если исходить из нормы Трудового кодекса (ст 57 и 195.1, 195.2, 195.3), то профессиональные стандарты обязательны в том случае, если есть требование законодательства, которое закрепляется в стандарте Минтруда.

Что касается государственных и муниципальных организаций, то, учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

Внутри организации профстандарты должны применяться работодателями для всего, что связано с кадровой политикой: от должностных инструкций до внутренней аттестации обучения персонала и оплаты работы высококвалифицированных сотрудников.

Профессиональные стандарты в закупках: нормативная база

  • ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов (вступление в силу с 1 июля 2016 года)
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. № 970)
  • Приказы Минтруда России:

Эта база касается всех. Всего принято 8 уровней квалификации: от самого низкого до высокого (в том числе принятия решений на национальном уровне). Сами профессиональные стандарты в будущем должны разрабатываться отраслевыми советами. В сфере закупок — это Минэкономразвития. Проекты профстандартов должны публично обсуждаться, быть открытыми и согласовываться Национальным советом по профквалификации и утверждаться Минтрудом.

★ Министерство труда и социальной защиты РФ 10 сентября 2015 г. утвердило профессиональные стандарты – «Специалист в сфере закупок» (приказ №625н); – «Эксперт в сфере закупок» (приказ №626н).

Специалист по закупке. Основная цель вида профессиональной деятельности: Контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

Требования актуальны для всех организаций, которые так или иначе занимаются закупочной деятельностью на основе идеи 44-ФЗ. Как применять этот стандарт? Возможно, нужны будут отдельные профстандарты для отдельных категорий закупщиков. Для каждой трудовой функции необходимо расписать действия, опыт работы, знания и другие параметры, которые помогут оценить работника.

Для сферы закупок применяется четыре уровня квалификации: с 5 по 8. Для анализа был взят полный цикл закупки, каждый этап этого цикла делится на уровни квалификации, которые необходимы для конкретных действий. По каждой функции — трудовое действие. Все эти нормы легко ложатся на идеологию 44-ФЗ. По 223-ФЗ не все трудовые действия совпадают.

Более серьезный вопрос возникает в рамках требований к специалистам в сфере закупок. Да, специалисты без опыта могут быть приняты (5 категория), но более высокая квалификация подразумевает опыт работы более 3 лет. То есть специалист должен прийти в сферу и отработать не менее 3 лет, чтобы перейти в следующую категорию. Повышение квалификации будет занимать от 16, 250 часов и более. Но как это будет выглядеть в реальности? Так утверждено в стандартах. Также работники должны иметь высшее образование в сфере закупок.

Существует 4 вида образования в Российской Федерации:

  1. Общее образование
  2. Профессиональное образование
  3. Дополнительное образование
  4. Профессиональное обучение (непрерывное образование)

Образование в применении к 44-ФЗ

  • «Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или доп.профессиональное образование в сфере закупок» (ч.6 ст.38)
  • До 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее проф.образование или дополнительное проф.образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.23 ст.112 44-ФЗ)
  • «Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки» (ч.5 ст.39)
  • Минимальная продолжительность дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок – рекомендуется не менее 108 часов (2.3 Методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, письмо от 12.03.2015 Минэкономразвития N 5593-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки N АК-552/06)
  • Исключение: обучение руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов (п.2.4 Метод.рекомендаций)

Эксперт в сфере закупок. Основная цель вида профессиональной деятельности: изучение и оценка предмета экспертизы, подготовка экспертных заключений, консультирование при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

Формально это эксперты, которые привлекаются для экспертизы процедуры закупки, консультанты, управление организацией, которая осуществляет консультирование и экспертизу. Опыт работы — не менее 3 лет, затем специалист переходит на уровень квалификации 6.

Должности и профессии эксперта по закупкам:

  • Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации)
  • Руководитель/директор (управления, департамента, организации)
  • Контрактный управляющий
  • Руководитель контрактной службы
  • Эксперт по закупкам
  • Контрактный управляющий
  • Консультант по закупкам
  • Старший специалист по закупкам
  • Контрактный управляющий

Для каждого уровня квалификации — свое наименование должности и профессии работника. Вопрос о сотрудниках контрактной службы: при работе на таких должностях остро стоит проблема ограничения. Должность должна соответствовать наименованию установленных должностей и профессий.

Работа в регионах. Национальный совет создает отраслевой орган в регионе при руководстве субъектом.

Профессиональные стандарты в целом станут обязательными с 01.07.2016 для работодателей в части требований которые, помимо профессиональных стандартов, установлены в 44-ФЗ:

  • «Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок» (ч.1 ст.9). Здесь нет конкретного набора требуемых навыков, поэтому это не подлежит конкретному применению.
  • «Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или доп.профессиональное образование в сфере закупок» (ч.6 ст.38, до 2017г возможно по 94-ФЗ)
  • «Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки» (ч.5 ст.39)

В остальном (требование к опыту работы, трудовым функциям, навыкам, знаниям и др.) проф.стандарты применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.

Профессиональные стандарты должны учитываться образовательными учреждениями при разработке дополнительной профессиональной программы (п. 8 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499).

Все знания и навыки из профстандартов должны быть применены в рамках работы по 44-ФЗ. Также эти стандарты должны учитываться образовательными учреждениями при планировании программ повышения квалификации.

Поставщики и профстандарты. В Стандартах предусмотрено в т.ч. их применение для групп занятий по коду ОКЗ (Общероссийский классификатор занятий): 1221 Руководители служб по сбыту, маркетингу 3322 Агенты по коммерческим продажам В какой части (требование к опыту работы, трудовым функциям, навыкам, знаниям и др.) работодатели должны применять проф.стандарты в качестве основы для определения требований к квалификации таких сотрудников?

Стаж работы. Очень много специалистов в сфере закупок так или иначе работают без указания на свою должность. Если профстандарт требует, чтобы опыт в этой сфере был не менее 3 лет, то как подтвердить это, если в трудовой книжке этого нет? Подготовить портфолио. Это могут быть приказы о назначении в конкурсную комиссию, поручения о подготовке конкурсной или закупочной документации, указание на сотрудника как исполнителя по тематическим документам. Нужно сделать копии таких документов, если это не является коммерческой или служебной тайной. Все это нужно для того, чтобы при возможном ужесточении ситуации сотрудник мог подтвердить документально свои навыки и опыт.

Изначально идеология была в том, что профстандарт применяется сначала для государственных заказчиков, а затем уже для коммерческих. На данный момент все единообразно, но выделяется законопроект, связанный со всеми окологосударственными структурами. Для них готовится отдельное Постановление Правительства, где будут установлены особые правила применения профстандартов. Есть несколько версий этого Постановления. Не факт, что оно будет в последней редакции, которая повторяет требования закона, установленные ранее.

Важно. Если работник по уровню образования не соответствует профстандартам, но его навыки и умения позволяют ему успешно работать в сфере госзакупок, то он может продолжать выполнять свои обязанности, но только по решению работодателя.

Центры оценки квалификации (ЦОК). Они должны быть независимы и от работодателя, и от обучающих центров. Они только начинают создаваться, информации о них вскоре будет больше.

Сложные вопросы профстандартов

  • Сформулированы единообразно для закупок для «государственных, муниципальных и корпоративных нужд», без какого-либо разделения в требованиях к различным специалистам как по указанным сферам, так и по профилям деятельности коммерческой организации (завод-производитель, ритейлер, маленькая частная компания, инфраструктурная монополия и др.)
  • Даже для самой низкой квалификации (технический специалист, среднее профессиональное образование) требуются навыки подготовки сложных документов (например, разработать документацию о закупке, обоснование начальной цены, техническое задание и проект контракта и т.п.)
  • Выпускник вуза без опыта работы в сфере закупок может претендовать только на должность с самым низким уровнем квалификации 5 (не требует высшего образования), на которой ему придется отработать не менее чем 3 года, чтобы получить право на повышение до квалификации уровня 6 («осуществление закупок»).
  • Как определять стаж?
  • Отсутствует документы или механизмы, каким образом фактически применять указанные Стандарты, кто уполномочен на проверку специалистов на соответствие данным Стандартам, по каким правилам и процедурам должна происходить оценка квалификации в сфере закупок.

Вопросы участников

Как часто специалист должен проходить курсы повышения квалификации с получением удостоверения? Как быть, если сотрудник проходил курсы в 2015 году, а устраивается на работу в 2016?

Министерство образования раз в 3 года рекомендует повышать квалификацию. Но для каждой категории устанавливаются собственные требования. Объемы обсуждаются исходя из рационального подхода. Если кандидат проходил обучение в прошлом году, то это не может быть причиной отказа — обучение еще актуально. Важно понимать, что без реальных знаний интереса в корочках нет никакого.

Можно ли проводить оценку квалификации своими силами?

Идеология профессиональной квалификации такова, что в перспективе центры оценки квалификации — это независимые центры, но они не обязательны. Если их нет, то работодатель сможет оценить самостоятельно.

Специалист обучился по теме закупок в феврале этого года. Когда необходимо снова пройти курсы?

По рекомендации Министерства образования — через 3 года.

Сколько аккредитованных центров оценки и повышения квалификации?

Центров оценки квалификации физически сейчас нет. Аккредитацией занимается отраслевой совет по профессиональным квалификациям в сфере закупок. Любые обучающие центры сейчас не могут обучать по профстандартам идеально.

В одном из последних номеров «Аукционного вестника» было выражено отношение к профессиональному стандарту. Он был назван «очередным надувательством всей страны». Разделяете ли вы мнение авторитетного автора, специалиста в области государственных и корпоративных закупок?

Сами по себе образовательные стандарты направлены на повышение квалификации и уровня специалистов, которые работают в этой отрасли. На Западе закупщиками могут быть только квалифицированные специалисты, которые постоянно повышают свой уровень. В России идеология такая же. Требования у нас сделали по 44-ФЗ. Для написания содержательных профстандартов для эффективной деятельности по 44-ФЗ практика будет применяться только частично.

Если работки осуществляет функции специалиста по закупкам, но в штатном расписании такой должности нет, применимы ли к нему требования профессиональных стандартов?

Они применимы ко всем специалистам, которые выполняют функции по этим профстандартам. Но как применять и совмещать профстандарты? Это не запрещается. Можно смешивать уровни одного и того же профстандарта. Все это на усмотрение работодателя.

Схема применения профстандартов применена на законодательном уровне?

Да, это вышеназванные законодательные документы.

В бюджетном учреждении один контрактный управляющий со средне-специальным образованием и удостоверение о повышении квалификации 120 часов. Можно ли продолжать работу или ему необходима профессиональная переподготовка?

Необходимо внутри учреждения установить требования к сотруднику с такими функциями. Так как он совмещает трудовые обязанности, их необходимо прописать и предусмотреть требования, которым работник должен соответствовать. Профподготовка для контрактного управляющего была бы целесообразна.

Если сотрудник — специалист по кадрам, но выполняет обязанности контрактного управляющего. Если такой возможности в штате нет, то нужно ли учиться по 44-ФЗ?

Идеология профессиональных стандартов это допускает. В идеале — каждый сотрудник выполняет свой прямой функционал. Но если исходить из реальных возможностей, то совмещение функций допустимо, как и обучение.

Сотрудник прошел обучение с получением удостоверения. Нужно ли обязательно пройти оценку в специальном центре?

Да, основной посыл — само обучение и диплом засчитываются как факт. Но соответствие стандартам проверяется в центре оценки квалификации.

Если сотрудник на деле выполняет функции 2 сотрудников, которые отражены в профстандарте, но по требованиям подходит только под одну должность. Что делать работодателю?

Отстранение — это крайняя мера. Работодатель может выявить, каких знаний не хватает сотруднику, и создать условия для его обучения.

Если есть образование экономиста или юриста, то тогда нужно пройти переподготовку и курсы повышения квалификации?

Есть прямые требования о высшем образовании, а также отдельно есть требования по квалификации сотрудника.

В 2014 году компания наняла контрактного управляющего без опыта работы, по профстандарту у него 7 квалификационный уровень, то есть опыта недостаточно. Можно ли его уволить по причине несоответствия профстандартам?

Увольнять сотрудника не требуется. Есть возможность брать его на работу по решению работодателя. Необходимо смотреть на практике: есть ли необходимые навыки и знания. Также важно повышать квалификацию своего сотрудника.

Юрист числится на должности «юрисконсульт по закупкам» и должен выполнять работу по профстандарту. Как будет оцениваться рабочее время по профстандарту, в трудовой книжке это не будет прописано?

Подтвердить опыт в сфере закупок можно любыми документами: это может быть закупочная документация, приказы. Это так называемое портфолио сотрудника.

Для поставщиков, работающих в сфере закупок, имеются ли какие-либо квалификационные требования?

Детальных требований нет, но они отражены в профстандарте по закупкам.

В трудовом договоре должность должна соответствовать названию специальности, а в штате компании не предусмотрена должность ни контрактного управляющего, ни специалиста в сфере закупок. Вводить их не планируется. В этом случае работодатель также будет нести ответственность?

Риски достаточно высокие. Это может быть штраф до 50 000 рублей за каждый трудовой договор вплоть до дисквалификации на срок до 3 лет.

Если исходить из принципа минимизации рисков, то статья 9 44-ФЗ применяется и для контролеров? С июля 2016 года сотрудники контрольных органов тоже должны соответствовать профстандартам?

Да, это так. Они также должны соответствовать стандартам.

В организации приемку и поставку услуг осуществляют определенные лица. Например, главный инженер, заведующий аптекой, заведующий отделением, назначенные приказом. Но они не являются работниками контрактной службы. Им также нужно пройти повышение квалификации по 44-ФЗ или они вообще не имеют права этого делать?

Они должны выполнять функции эксперта по закупкам или другие. Но можно в рамках стандарта совместить их функции. Нужно просто добавить им трудовые обязанности.

Входит ли в обязанности контрактного управляющего приемка товара, работ и услуг?

По профстандарту да. Если внутри организации не предусмотрено, что в функции контрактного управляющего не входит приемка, то нужно ограничится этим.

Может ли специалист со средне-профессиональным образованием быть единственным контрактным управляющим в организации и выполнять все функции, предусмотренные 44-ФЗ и 6 уровня квалификации?

Увы, нет.

Компания работает по 44-ФЗ. В штате 2 человека — специалист и директор. Должен ли быть в компании специалист в сфере закупок в соответствии с профстандартами?

Если работа по госзакупкам, то формально в штате должны быть специалисты в сфере закупок.

Мы акционерное общество, 100% акций принадлежит субъекту РФ, работа по 223-ФЗ. Распространяется ли профстандарт на 223-ФЗ?

Профстандарт применяется только в качестве основы до появления особого Постановления Правительства.

В муниципальном бюджетном учреждении существует должность экономиста, у которого есть и работа, связанная с закупками. Нужно ли переименовывать эту должность?

Профессии «закупщик» нет. Это проблема, которую хотят решить, и ввести профессию. Чтобы она появилась, необходимо это закрепить в законодательстве. Эту должность можно переименовать. Должности должны называться единообразно, но это может привести к путанице. Можно совмещать текущую должность с иными функциями.

Как считается опыт в закупках? с 2016 по 2013 год был перерыв. Специалист прошел переподготовку 120 часов.

Требований жестких сейчас нет. Есть отдельные отрасли, где опыт должен быть непрерывным, но в профстандарте такого требования нет. В будущем опыт будет расцениваться, исходя из дополнений в законодательство.

Поиск тендеров:

Тендеры Москвы Тендеры Санкт-Петербурга